Власти Дальнего Востока вместе с энергетиками пытаются добиться финансирования строительства ТЭЦ в городе Советская Гавань (Хабаровский край). Этот стратегически важный для юга Дальнего Востока объект, стоимость которого превышает 12 млрд рублей, по воле Минэкономразвития попал в категорию неподдерживаемых расходов на период 2011-2013 годы. Хотя ранее ТЭЦ в Совгавани была включена в бюджетную заявку Минэнерго на 2011 год.
Энергетики фиксируют неуклонный рост энергопотребления на юго-востоке Хабаровского края: в 2008 году максимум потребления составлял 76 МВт, а в 2009 уже 83 МВт – сказывается формирование Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла, портовой особой экономической зоны. Совгаванская ТЭЦ, ввод которой первоначально был запланирован на 2013 год, заместит устаревшие мощности Майской ГРЭС. Ее строительство повлечет за собой также реконструкцию электрических сетей 110 кВ и 35 кВ Советско-Гаванско-Ванинского энергоузла, что значительность повысит его надежность. Кроме того, при строительстве станции и магистральных тепловых сетей предусматривается дальнейшая централизация теплоснабжения самой Совгавани, с закрытием неэффективных и высокозатратных муниципальных и ведомственных котельных.
Письмо в поддержку проекта еще на прошлой неделе направил премьер-министру Владимиру Путину полпред президента в ДФО Виктор Ишаев.
Новая ТЭЦ в Совгавани изначально оказалась в числе невезучих. Сейчас электроснабжение промышленных предприятий и населения осуществляется за счет Комсомольских ТЭЦ и старой Майской ГРЭС, которая через два года должна быть выведена их эксплуатации. В теплоснабжении же самого города центральное место занимают 27 мазутных котельных. Поэтому еще в начале века еще РАО «ЕЭС России» хотело построить здесь новую ТЭЦ мощностью 120 МВт. Однако с реформой отрасли федеральному энергохолдингу стало не до маленькой электростанции на окраине страны, и идея реализована не была, хотя объект удалось включить в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Затем, после кончины РАО ЕЭС, Совгаванскую ТЭЦ вместе с правительством Хабаровского края взялся строить один из правопреемников энергохолдинга – РАО «ЭС Востока».
| ГЛАВНЫЙ ИНТЕРЕС ХАБАРОВЧАН ЗАКЛЮЧАЛСЯ В ТОМ, ЧТО ИЗ МОСКВЫ ИМ ДАЛИ «ДОБРО» НА СТРОИТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКОЙ ГАВАНИ ПЕРВОЙ В СТРАНЕ ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ | |
Главный интерес хабаровчан заключался в том, что из Москвы им дали «добро» на строительство в Советской Гавани первой в стране портовой особой экономической зоны (ОЭЗ). По оценкам регионального правительства, совгаванская ОЭЗ потребует трехкратного увеличения электрической мощности в этом месте, и край вместе с «ЭС Востока» в прошлом году даже решили создать совместное предприятие по строительству новой электростанции, стоимость которой – около 12 млрд рублей.
Но альянс не сложился. И в марте этого года «ЕС Востока» предложила поучаствовать в этой стройке японской корпорации Mitsui. Но японцев больше заинтересовала возможность участия в проектах перевода локальных источников теплоснабжения в небольших населенных пунктах на газ. Это станет возможным после ввода в действие первого пускового комплекса газотранспортной системы «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».
Сейчас РАО «ЭС Востока» продала энергохолдингу «РусГидро» контрольные пакеты акций пяти сбытовых компаний, которые ему достались в «наследство» от РАО ЕЭС. По сообщению пресс-службы дальневосточного полпреда, Минэкономразвития отнесло строительство Совгаванской ТЭЦ к категории неподдерживаемых расходов на период 2011−2013 годы, хотя объект и был включен в бюджетную заявку Минэнерго на 2011 год. Это и вызвало сначала обращение полпреда Виктора Ишаева к премьеру Владимиру Путину.
Премьер, наверняка, денег даст – никому не хочется получить через два года в Приморье замерзающий город. Да и особая экономическая зона без надежного источника электроэнергии и тепла вряд ли вызовет повышенный интерес у резидентов. Но в «ЭС Востока» по-прежнему не могут сказать, откуда возьмется еще 9,5 млрд рублей инвестиций на ее строительство, коль и краевые власти, и зарубежные инвесторы в виде Mitsui пока не горят желанием вкладываться в этот проект.
|